|
Я, как наверное любой другой человек, люблю свой город, горжусь им, переживаю за его судьбу. На страницах своего сайта я решил немного похвалиться и уделил немного места краткому описанию города. Так как я сам не могу совершенно достоверно рассказать Вам о достопримечательностях города, мне пришлось обратиться к книге "Выдающиеся памятники истории и культуры города Ульяновска" Бориса Васильевича Аржанцева - очень уважаемого человека в нашем городе, автора многих выдающихся трудов, почетному гражданину города Ульяновска.
Вид построенного собора им. Александра Невского, который видел в сентябре 1833 г. А.С.Пушкин и который в 1844 г. был переименован в Главный Кафедральный собор им. Святой Живоначальной Троицы. Он был построен в 1827-1841 гг. как Храм-памятник войне 1812 года наряду с Исаакиевским собором в Петербурге и Храмом Христа Спасителя в Москве. Не сохранился.
| |
Величественный памятник Н.М.Карамзину в Карамзинском сквере создает камерное пространство в самом центре города, благоприятствующее отдыху на лоне природы при одновременном ощущении исторической эпохи середины прошлого века, когда был сооружен этот памятник с надписью «Н.М.Карамзину. Историку Российского государства повелением императора Николая 1-го 1844 года».
Невольно хочется добавить пророческие слова, которые скульптор С.И.Гальберг предлагал начертать на рескрипте императора в руке Н.М.Карамзина на южном горельефе: «Русский народ достоин знать свою историю. История, Вами написанная, достойна Русского народа».
Уместно вспомнить здесь и слова Пушкина: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом... История государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека».
Огражденная территория Карамзин-ского сквера соответствовала четвертой части площади Симбирского деревянного Кремля, стоявшего ранее по соседству на площади. Даже символическое изображение верхней части ограды в виде пик соответствовало верхнему бою крепостных стен. А ниже расположенные пики в округленных отверстиях - среднему бою.
| |
Гончаровский мемориал, сооруженный в 1913-1916 гг. по проекту архитектора Шодэ, одновременно воплощает собой уникальную местную культурную традицию возведения в честь знаменитых симбирян архитектурных мемориальных зданий с учетом синтеза нескольких видов искусств и, как правило, обязательно с таким назначением помещений, в каком город особенно остро нуждался в ту или иную эпоху своего развития. Второй уникальной особенностью культурных традиций города наряду с созданием здания с музейным набором функций является еще и придание ему определенного архитектурно-художественного образа. Это как раз тот ключ в нравственно-эстетическом плане, который позволяет сразу же отличить Симбирск от других городов страны.
Триумфальная Арка главного входа, занимающая всю высоту здания Краеведческого и Художественного музеев на бульваре Новый Венец, несет в себе одновременно Идею Триумфа Творчества писателя И.А.Гончарова, а также, с учетом неосуществленного синтеза скульптурных фигур и горельефов на пилонах и всех трех ярусах по высоте этой арки, Идею Творчества всех видов искусств как одну из составляющих всего Парада Российских Идей. Обычно Триумфальные Арки с первого века нашей эры возводились в честь побед на суше или на море. В настоящее время нет ни одной столицы или крупнейшего города в Западной и Восточной Европе, где бы не было одной или нескольких Триумфальных Арок. Так, в Петербурге на Сенатской, Дворцовой и Адмиралтейской площадях их насчитывается пять штук в зданиях бывших Сената, Генерального штаба и Адмиралтейства. Самой же крупной Триумфальной Аркой в мире считается Триумфальная Арка на площади Звезды в Париже.
Тему города-сада, присущую всему старому Симбирску, а ныне частично утраченную из-за поспешного современного строительства, развивают многочисленные сады на склонах Волжского косогора, а также в целом ряде усадеб в исторической и новой частях города. Когда выходишь на благоустроенные аллеи бульвара Новый Венец и, любуясь необъятными просторами Заволжских далей, вдыхаешь аромат свежего воздуха, невольно вспоминается оценка ученого и отца древнегреческой медицины Гиппократа самого благоприятного и выгодного расположения города в сторону востока: «И город, расположенный таким образом, по умеренности тепла и холода похож на весну», - писал он в V-IV вв. до н. э.
Оригинальные, пока еще никем не повторимые уличные фонари, высотой в 3,5 м, созданные искусными руками ульяновских художников-кузнецов Романова Александра Яковлевича и Монастырского
Ивана Михайловича, покоряют изяществом своего исполнения. Одновременно с рядом расположенной старинной садовой оградой с коваными цветками роз на гребнях каждого звена, аллеей живых болгарских роз между ними и уличными фонарями создается изумительная композиция природы, камня и железа. В 1986 г. после почти столетних дебатов в парламенте США пришли к принятию розы в качестве национального цветка страны. В Симбирске кованая роза впервые появилась в 1909 г. в ограде усадьбы купца-мецената Николая Яковлевича Шатрова, и сегодня, по прошествии немногим менее ста лет, мы имеем на пешеходной эспланаде, соединяющей две центральные площади города, шедевры кузнечного искусства.
В этом доме 6 июня 1812 г. родился писатель И.А.Гончаров. После пожара 1864 г. в городе Симбирске этот дом тоже пострадал и в конце XIX в. был перестроен купцом К.Юргенсом. Общественность города возражала против перестройки этого дома. К.Юргенс запросил значительную сумму у города в качестве компенсации. Таких денег у города не нашлось, и перестройка была совершена.
16 сентября 1907 г. на доме, где родился писатель, установлена мемориальная доска с бронзовым барельефом И.А.Гончарова работы скульптора М.Б.Микешина.
В 1974 г. по проекту архитектора А.С.Титова над угловой частью дома установлена башенка с часами, которые ранее в качестве городских часов размещались над колокольней Вознесенского собора. Часы устанавливала группа специалистов с инженером А.И.Фроловым.
В честь 170-ой годовщины со дня рождения Гончарова в 1982 г. в здании был открыт музей писателя.
|